Сейчас мы в Севастополе, где в течение нескольких дней для школьников в кинотеатре Моряк организован показ фильма Русский Реактор. Еду посмотреть на их реакцию и представить им фильм..
26 ноября. 12.50. В кинотеатре «Моряк» яблоку негде упасть. Все места заняты. Зал заполнен школьниками. Вступительное слово говорит Александр Залдастанов (Хирург). Слушают с интересом, к встрече были подготовлены, до начала сеанса у входа в кинотеатр успели потрогать железных коней русских мотоциклистов, поговорить и сфотографироваться с Александром.
Гаснет свет. На экране история, которая началась на станции Дно, где императору Николаю II предложили отречься от престола. Душераздирающие сцены Гражданской войны с кровавыми убийствами русских русскими. Мечты отца всех народов, воплощенные в фигурах на ВДНХ. Мы в космосе! Бал сатаны… «Белый дом» в Москве со взорванными окнами, распад Союза… И, наконец свет надежды. Такие понятные вехи нашей истории, такие доступные аллегории для взрослых стали настоящим испытанием для детей. Кто мы? Зачем мы на этой земле? Куда идти и за кем во взрослой жизни? Смогут ли дети понять? Ждем, когда закончится сеанс и спрашиваем у детей: О чем фильм? Ученики 5-х и 6-х классов обескуражены. Отвечают: «Не знаю, не поняли, наверное о мотоциклах, очень страшно». И все же главные слова прозвучали: «Ну не то чтобы не поняли, просто трудно все это словами передать. Надо подумать. И почитать надо обо всем этом».
Совсем другая история, когда на те же вопросы отвечают 10-классники. Они уже подготовлены к просмотру таких фильмов, они уже изучали по книгам те события, которые оживали на экране. Обступают Александра и буквально засыпают вопросами: А правда, что Путин приезжал на гору Гасфорта? А как понимать тот или иной эпизод? А почему в середине показаны наши дни? А как вы это сняли? А почему вы сами все читаете? А как работает техника? А почему дракон?
После общения со школьниками Хирург отмечает:
— Первый вывод, который я делаю после того, как пообщался с детьми: они лучше, чем мы о них думаем. Второе – это удивительная эмоциональность и глубокие вопросы, на которые даже бывает непросто ответить. Они выхватывают какие-то моменты из фильма, которые им врезались в память и задают вопросы. Девочка, например, спросила у меня про бумагу, которую подписывал царь Николай II. Она не знает этого эпизода истории. Теперь она обязательно его найдет и узнает про него больше. Спрашивали про название фильма. Многое ребята чувствуют, но пока не могут объяснить свои эмоции. Фильм создает благодатную почву для того, чтобы ребенок понял, кто он на этой земле, что такое Россия, какое место она занимает в этом мире, какая у страны мечта, куда мы идем. Это основная задача фильма.
Итоги подводят преподаватели.
Елена Тарасовна, учитель русского языка и литературы СОШ №40 делится:
— Те, дети которым только 11 лет, сначала разговаривали, что-то жевали, а когда начались кадры революции и войны сидели как мышки, просто замерли, потом начали перешептываться,- ой нам страшно, ой это понятно, а это непонятно. Маленькие, но просидели и просмотрели все до конца с большим удовольствием. Для малышей это закалка патриотизма, это новые знания, это шоковая терапия.
Татьяна Марковна, учитель истории, обществоведения, севастополеведения:
— Я сидела со своими девочками семиклассницами, и они все время спрашивали, что и как, они еще пока мало знают, эту историю еще не изучали. Старшие классы это поймут. Мне эта идея очень понятна. Детям все это надо смотреть.
Мария Александровна, классный руководитель 10-а класса:
— Умение думать и сопоставлять, чтобы никто не навязывал свое мнение — вот что дает этот фильм.
Еще учителя отметили, чтобы можно было понять все детей надо готовить. В любом случае фильм пробуждает желание прочитать и узнать больше о тех эпизодах нашей истории, которые показаны и это очень важный итог.
Три дня по два сеанса будет демонстрироваться фильм в кинотеатре «Моряк». Три дня будут проходить встречи детей с автором идеи и режиссером фильма Александром Хирургом. Более 1000 школьников познакомятся с «Русским реактором». Детям северной стороны предстоит многое узнать и осмыслить.
Елена Маркина
https://sevkor.ru/russkij-reaktor-snova-v-sevastopole/
Севастопольские школьники удивили меня своими ответами.